Главная страница =>педагогика=>оглавление

§ 3. АДАПТАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Уже сейчас, будучи студентами, вы строите планы, мечтаете быть хорошими учителями. И это понятно. Так хочется побыстрее войти в класс, увидеть глаза своих учеников, их улыбки, пытливый взгляд и начать первый самостоятельный урок. В душе нет особых сомнений, разду-

мий, что вы не справитесь. Да и что сложного в работе воспитателя детского сада или учителя начальных классов? Кажется неправомерным такое количество предметов, которые предстоит освоить, столько зачетов, экзаменов, которые предстоит сдать. . . Зачем? Неужели знаний, полученных в школе, недостаточно, чтобы научить малышей писать, считать и читать? Увы, недостаточно.
Со временем вы убедитесь, что и знаний, обретенных в педагогическом училище, будет тоже не хватать, чтобы решать все новые и новые проблемы.
То, что ожидает вас в перспективе, во многом зависит от того, насколько вы добросовестно и целеустремленно работаете сегодня, будучи студентами.
Анализ педагогического опыта убеждает, что выпускник педагогического училища лучше подготовлен теоретически - знает не только педагогику, психологию, методику, но и технологию. Вместе с тем он слабо владеет необходимыми умениями и навыками ведения учебной и воспитательной работы, общения с детьми и родителями, очень неуверен в себе. Он должен «войти» во все эти проблемы, адаптироваться в педагогической деятельности.
Процесс адаптации начинающего воспитателя, учителя длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Не секрет, что, придя в детский сад или школу, педагог нередко больше всего боится войти в учительскую, общаться с коллегами. По отзывам начинающих учителей, самым трудным для них было «почувствовать себя равноправным членом педа-гогического коллектива», «привыкнуть к обращению по имени и отчеству», «входить в учительскую без страха», «присутствие на уроках администрации или коллег», «встретиться с родителями и услышать их вопросы», «преодолеть страх перед более опытными педагогами», «находить мгновенное решение постоянно возникающих проблем», «ориентироваться в педагогической и психологической литературе», «держать дисциплину», «общаться с детьми» и др.
Со временем, набив «шишек» и наделав достаточное количество ошибок, молодой специалист привыкает к детскому саду или школе, классу или группе, к педагогическому, родительскому и детскому коллективам, усваивает нормы и требования данного учебно-воспитательного учреждения, знакомится с существующими традициями. На все это уходит достаточное количество времени, сил.
Время, необходимое для адаптации каждому конкретному педагогу, определить не возьмется никто. Прежде

всего оно зависит от уровня подготовленности молодого специалиста, от того, как он «впишется» в тот или иной педагогический коллектив, ну и, естественно, от того, как с самого начала педагогической деятельности сложатся его отношения с детьми, родителями.
Можно ли сократить срок адаптации молодого специалиста? Да. Не просто сократить, а даже свести к минимуму, если:
- начать готовить себя к будущей педагогической деятельности серьезно уже сегодня, т. е. будучи студентом. Для этого не стоит ограничиваться только тем объемом знаний, которые предлагает педагогическое училище, желательно выходить за рамки учебников, читать не только цитаты великих педагогов, а изучать их труды по первоисточникам. Это позволит вам лучше понять своеобразие того или иного педагога, усвоить то общее, без чего нет и не может быть учителя-воспитателя;
- не ограничиваться тем объемом педагогической практики, которая предусмотрена планом, а поддерживать постоянную связь с каким-то педагогом, помогая ему по возможности в подготовке и проведении утренников для детей, праздников, поездок в музеи, театры, присутствуя на родительских собраниях, знакомясь с планированием работы как всего детского коллектива, так и индивидуальной работы с детьми и т. д. и т. п. Это максимально приблизит вас к реальной педагогической деятельности, обогатит ваш практический опыт;
- не дожидаясь окончания училища и даже педагогической практики, ходить в школу, к учителю не как бывшая ученица, а как будущий педагог. На этом уровне вас должны интересовать методические материалы, которые используют учителя для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Весьма полезно познакомиться с методическим кабинетом школы, планами методического объединения учителей начальных классов, анализ которых поможет выявить наиболее трудные проблемы в работе учителей данной возрастной группы;
-посещать уроки учителя, хотя бы в свои каникулы. Знакомиться с планами уроков, планами-разработками педагога на тему, на четверть, с дополнительной литературой, которая используется для подготовки к урокам;
- при посещении уроков следует выявлять продуктивность работы педагога и учащихся, используя различные формы анализа. Вот один из них. На листке вы готовите

схему, в которой будете фиксировать деятельность педагога, деятельность учащихся и время урока.
Деятельность учителя
Время (мин)
Деятельность учащихся

Выявление отсутствующих, установление тишины и порядка

Уборка класса, подготовка к уроку

Объяснение нового материала

Слушание

Опрос учащихся



Задание на дом

Ученики записывают задание в дневник

Задание на усвоение нового материала

Решение примеров


Даже студенту первого курса становится ясно, что этот урок организован плохо: на уроке работал учитель, а детям придется усваивать материал дома. Верно ли это? Нет. Ведь далеко не всегда дома ребенок получит необходимую помощь. Потому так важно запомнить одну из главных педагогических заповедей.
Учитель работает до урока, дети работают на уроке, после урока отдыхают и дети, и учитель.
- знакомиться с работой не одного, а нескольких педагогов. Это позволит увидеть самобытность каждого педагога и индивидуальность в решении ими одних и тех же педагогических ситуаций. Перед каждым посещением необходимо четко определить цель, т. е. что именно вы хотите увидеть и понять прежде всего. Предметом вашего интереса может быть организация учителем фронтальной работы, с группами учащихся, индивидуальной работой с отстающими, наиболее способными; организация творческих работ детей на уроке; формы стимулирования учебной и творческой деятельности учащихся;
вопросы дисциплины и др. Такие посещения наглядно убедят вас в том, что каждый педагог имеет свои творческие находки, которые и определяются его индивидуальностью, уровнем культурного и образовательного развития. Но каждый компонент необходимо рассматривать

не изолированно, а в общей системе конкретного воспитателя, учителя.
Плохой учитель учит истине, а хороший учитель учит искать и находить ее.
Для каждого педагога, а не только начинающего важно уметь анализировать свою деятельность и деятельность коллег. Умение анализировать берет свое начало с наблю-дательности и доброжелательности. Последнее, разумеется, относится к анализу и оценке не собственной работы, а других педагогов и воспитателей. Своя же работа, наоборот, должна анализироваться особенно критично. Это означает, что изначально при посещении уроков, внеклассных мероприятий необходимо для себя выявлять положительные моменты работы любого педагога, а не выискивать недостатки;
- для творческого роста находить собственные решения ситуаций, которые оказались для того или иного педагога затруднительными, ведь их, вполне возможно, вам тоже придется решать в дальнейшем. Пробуйте обсудить ваш вариант с педагогами, выяснить, насколько удачны были ваши находки.
«Голая» критика педагогической деятельности бесполезна, если она не содержит в себе преобразущего, конструктивного начала позитивного и заинтересованного отношения.
-в общении с детьми не «выходить за рамки», т. е. не сюсюкать даже с малышами детского сада, но и не «перегибать палку», добиваясь безоговорочного подчинения. Очень важно, чтобы не дети «перестраивались», а вы «подстраивались» под привычные для них тон и стиль педагогического общения. Стремитесь к тому, чтобы в вашем взаимодействии с детьми чаще звучали одобрение, похвала. Это стимулирует деятельность ребенка. Помните, что вы являетесь преемниками родителей и берете на себя заботу о малышах, нуждающихся не только в знаниях, но и в защите от грубости, равнодушия, обид. Не будьте посторонними наблюдателями, если ребенку плохо, вступитесь, помогите ему, даже если его обижает учитель.

Большую помощь в адаптации молодому педагогу может оказать собственная педагогическая библиотечка с широким набором литературы по педагогике, психологии, методике. Если вы решили работать с детьми, то она должна быть у вас обязательно. Помните, что посоветоваться с умными педагогами-мастерами всегда полезно. Ее основу должны составлять не методички по отдельным предметам или формам работы, а собрания сочинений великих педагогов.
Обязательная литература для педагога
1. Макаренко А. С. Пед. соч. : В 8 т. - М. , 1984.
2. Медынский Г. Избр. произведения: В 2 т. - М. , 1973.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям; Как воспитать настоящего человека и др.
4. Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. -М. , 1971.
З. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. -М. , 1982.
-систематически вести записи и заметки в своей «Записной книжке» о наиболее интересных педагогических находках коллег, о собственных поисках в решении наиболее сложных проблем, педагогических ситуаций. Данные записи могут отражать творческие поиски в учебной деятельности или в воспитании детей.
Многолетние наблюдения, анализ педагогической литературы, ваши поиски и пробы позволят выявить типичное и особенное в педагогической деятельности вообще и в вашей в частности.
Наблюдения за отдельными учениками и их судьбой могут быть позже предметом специального педагогического исследования.
«Записная книжка педагога» не должна пониматься как дополнительная «писанина», как дело для галочки и т. п. , тем более что никто ее у вас никогда проверять не будет. Этот вид деятельности следует рассматривать как одну из форм творческого роста педагога.

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление