Главная страница =>педагогика=>оглавление

§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ


Общение - сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности и отношений личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.

Общение может осуществляться в различных видах: как межличностное, групповое, коллективное.
Одна из важнейших функций общения - обмен информацией, духовными ценностями, играющими определяющую роль в развитии человека. Сочувствие, сопереживание, самоутверждение личности также являются функциями общения.
2. 1. Сущность педагогического общения
Сегодня, когда число детей в семьях резко сократилось, ребенок, чаще единственный, становится центром всеобщего внимания родных и знакомых, их баловнем, что порождает вседозволенность в поведении малыша.
Попадая в детский сад или в школу, каждый ребенок мечтает о добром, внимательном и справедливом педагоге-воспитателе, который будет проявлять о нем заботу, оказывать помощь. Малыш хочет быть не просто замеченным, но и выделенным из детского коллектива, хотя бы взглядом, словом, улыбкой, жестом, поощрением.
У воспитателя не один ребенок, а, как правило, десять, двадцать и более. Чем больше детей в группе, в классе, тем труднее уделять внимание каждому ребенку. Чтобы успешно решать учебно-воспитательные задачи, учитель чаще прибегает к фронтальным формам деятельности, к общению со всем классом, группой. Это порой воспринимается в штыки ребенком, который никак не может «вписаться в детский коллектив», отказаться от уже привычного положения «исключительности», что нередко приводит к конфликту.
Поэтому следует учитывать, что изменились не только общественные отношения, семья, школа, но и сам ребенок:
изменились уровень его информированности, степень притязаний и требований, форма общения. Все это предполагает внесение изменений в организацию учебно-воспитательного процесса, выбор иной формы педагогического общения. Сегодня на первый план выходит не воспитательное воздействие, когда ребенок выступает как пассивный объект воздействия педагога, а взаимодействие.
Начинающие педагоги порой рассматривают общение как просто разговор учителя с ребенком, как сообщение малышу определенных требований и указаний, которые тому необходимо неукоснительно выполнять. Здесь верно лишь одно: в основе общения лежит слово, умение гово-

рить, доносить смысл сказанного до разума и сердца воспитанника. «Я убежден, - писал А. С. Макаренко, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться»'.
Педагогическое общение обусловлено целями, задачами, которые заранее специально планируются и программируются педагогом.
Не случайно опытные учителя так много внимания уделяют общению с детьми. Они, готовясь к уроку, воспитательному мероприятию детально продумывают не только содержание учебного материала, а и то, куда и с кем посадить ребенка, как активизировать деятельность одного и снять агрессию или плохое настроение у другого, как вызвать на откровенный разговор. Педагог чутко реагирует на любые, даже самые незначительные отклонения в поведении своих воспитанников, находя нужные доводы, слова, чтобы снять эмоциональное напряжение. Общение на досуге, на уроке, во внеклассной работе является важным условием не только повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, но и развития личности ребенка, определяющим механизмом учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое общение предполагает уважение личности ребенка, его мнения. Далеко не каждый воспитатель интересуется мнением своих воспитанников, может «присоеди-ниться» к мнению малыша, посчитать его мнение правильным и интересным. Ну а попросить прощение за то, что, например, ошибочно считала его виновником конфликта, могут единицы. Хотя это не только не снижает авторитет учителя в глазах своих учеников, а, напротив, сближает их. Вместе с тем, если предложить детям, например, подумать, как лучше провести новогоднюю елку или праздник сказок, то предложений и задумок, рожденных детской фантазией, будет множество. Поэтому выражения «Как ты думаешь?», «Как ты считаешь?», «Где лучше?» и т. п. должны быть неотъемлемой частью в общении педагога со своими воспитанниками. Педагогическое общение характеризуется целе-направленностью, стремлением воспитателя решать определенные развивающие и воспитательные задачи.
'Макаренко А. С. Соч. : В 7т. -М. , 1958. -Т. V. -С. 242. 137
Умение заметить хорошее в детях, их делах, навыках, поведении, сказать об этом вслух, порадоваться этому вместе с ребятами - великий дар, который следует развивать у себя каждому педагогу. Многим детям свойственна неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, а потому им необходима поддержка взрослых вообще, а учителя тем более, которая как бы гарантирует успех малышу.
Вспомните, как ваша учительница помогала выводить первые буквы, складывать буквы в слова, а слова в предложения и постоянно убеждала в том, что все получится, что «теперь написано лучше». . .
Но ведь есть и такие дети, у которых ничего не получается: читать не умеет, пишет хуже всех и т. п. За что же здесь похвалить? Успех нужен всем. Хоть маленькая победа над собой. И учитель, например, выясняет, что у Толи, которого не за что похвалить, есть дома аквариум, а в нем плавают необыкновенной красоты рыбки, которых он кормит, за которыми сам ухаживает. Вдруг кто-то из родителей «случайно» подарил классу аквариум, и учитель предлагает малышу ухаживать за рыбками. И может произойти одно из запланированных педагогических чудес. Изменяется отношение детей к Толе, да и у мальчика как крылья выросли за спиной, появились первые успехи в учебе. Следовательно, создание ситуации успеха - важный момент в педагогическом общении. Не столько слова, сколько заинтересованное участие в жизнедеятельности детей является определяющим в общении ребенка и воспитателя, нацеленность на развитие личности малыша, создание атмосферы добра и взаимного доверия.
Общение с природой, домашними животными открывает малышу самого себя, свои возможности сделать что-то значимое для кого-то: посадить цветы, ухаживать за собакой, кормить птиц, делая это не за отметку или конфетку, а просто так. Именно в этом прежде всего проявляются нравственные качества ребенка, внутреннее духовное состояние личности. Педагог, стимулируя такую деятельность, создает основу сознательного восприятия ребенком окружающего мира, духовного взаимодействия с окружающей средой, что позже становится фундаментом познавательной, творческой и трудовой деятельности человека.
А. С. Макаренко на основании своего огромного педагогического опыта пришел к выводу, что главным в общении воспитателя и детей являются отношения, основанные на уважении и требовательности.

Не секрет, что далеко не все требования воспитателя воспринимаются детьми одинаково. Если ребенок отказывается выполнять их, то не следует настаивать, прибегать к наказанию, а нужно искать причину его отказа. Нередко этой причиной является обида малыша на данную педагогом оценку его поведения или деятельности. И это не случайность, а закономерность. Педагогическое общение может быть выражено через оценку.
Педагогическая оценка - часть общения учителя с ребенком. Оценка педагогом ответа ученика на уроке или его поведения во время перемены, помощи товарищу или участия ученика в празднике, ухода за цветами или скорости самостоятельного завязывания шнурка - все для ребенка значимо, все нуждается в положительной оценке: словом, взглядом, жестом, благопожеланием. Положительная оценка - своеобразный стимул активной деятельности, хорошего аппетита, должного поведения и успеваемости детей.
Чем выше оценка, тем больше желания у ребенка учиться, трудиться, играть, творить. Это, естественно, не значит, что оценки должны быть только положительными, а отрицательных должно быть как можно меньше. Даже отсутствие положительной оценки само по себе является определенным наказанием для малыша. Вот почему так важно в каждом конкретном случае, давая оценку деятельности ребенка, быть предельно аккуратными, ведь способности и возможности у детей различны. Для одного важно услышать: «Молодец, лучше всех нарисовал», для другого -«Хорошо, но ты можешь лучше, если постараешься», или «Смотрите, ребята, Женя много проболел, а выполнил контрольную работу без ошибок, значит, занимался дома самостоятельно как следует. Молодец!», «Уже лучше, попробуй еще раз, я уверена, что у тебя все получится» и т. д. Важно только, чтобы оценивался труд, а не личность, особенно если оценка дается педагогом отрицательная.
Почему, на ваш взгляд, воспитатели, учителя чаще прибегают к негативным оценкам? Да потому, что найти у человека недостатки гораздо легче, нежели его достоинства. С первых своих шагов педагогу необходимо взять за правило: говоря о ребенке, начинать с его положительных качеств. Если они вам неизвестны, это не значит, что их нет, а потому наблюдайте, ищите и находите. В противном случае вас ждут конфликты с детьми, родителями.
Нередко, если не складываются отношения между педагогом и воспитанниками, обвиняют ребенка, его родителей.

Правомерно ли это? Конечно, нет. Если отношения между взрослым и ребенком, а тем более педагогом и его воспитанником не складываются, то виноват в этом только учитель. Нет и не может быть никаких оправданий педагогу, который не находит общего языка с малышом. Помните, что ваше настроение, самочувствие, предубеждение не должны отражаться на общении с детьми. Саморегуляция педагога -необходимый компонент педагогического общения.
В своем повседневном общении с детьми, с педагогом, с родными формируются умение ребенка адекватно реагировать на различное отношение к нему, способность к взаимодействию, культура общения.
С каждым днем растет и ширится «объем» общения малыша с миром, но общение с педагогом для него является определяющим, так как с ним связано содержание учебно-воспитательного процесса, который формирует интерес ребенка к учебной и общественной деятельности, мышление, общительность как естественную потребность.
Вот почему так важно в общении педагога с ребенком максимально проявлять осмотрительность в выборе не только стиля общения, но и формы обращения. Общение должно носить непринужденный свободный характер.
Особое значение следует придавать формированию навыков правильного общения в детском саду, помогая малышам усвоить необходимые нормы и правила поведения:
в коллективе, в игре, в совместной деятельности, за столом, на празднике и т. п. Для этого можно практиковать проведение игры-викторины «Как ты думаешь?». Малышам предлагаются различные ситуации, участниками которых являются герои сказок, попавшие в те или иные не сказочные условия. Дети должны предположить, как они будут вести себя в предложенных ситуациях. Следует брать те ситуации, с которыми дети постоянно сталкиваются и где они допускают больше всего промахов и ошибок.
Необходимо чаще поощрять детей за доброе отношение друг к другу, закрепляя тем самым полученные знания и отрабатывая умения правильно общаться. Очень важно интересоваться тем, как поступают в подобных ситуациях друзья детей, проявляя при этом внимание и такт.
Эта тема может присутствовать и в других формах работы. Дети могут вспомнить стихи и сказки о том, что такое хорошо и что такое плохо. Определенным результатом этой работы станут рисунки и стихи, подготовленные к очередному празднику для родителей и друзей.

Если ребенок с первых лет жизни видит вокруг себя доброту и заботу (и не только по отношению к себе), он воспринимает это как норму и сам следует ей. Это является главным и определяющим в жизни и поведении ребенка сегодня и взрослого человека - завтра.
В качестве пожелания начинающим педагогам хотелось бы предложить следующие строки Л. Кассиля:
Пусть будет доброй голова, А сердце умным будет.
2. 2. Стиль педагогического общения
В педагогической практике давно замечено, что в начальной школе класс удивительно похож на учителя. Если педагог шумный, неорганизованный, то класс, как в зеркале, отразит в своем поведении эти же черты. Если педагог организован, строг - таким будет в своем поведении и детский коллектив. Если же для педагога свойственна манера сюсюкания, то дети, придя в следующую возрастную группу, поражают затянувшимся «младенчеством», неспособностью к выполнению многих режимных моментов. Это в своей основе связано со стилем общения воспитателя со своими воспитанниками.
В чем же конкретно выражается стиль общения педагога с детьми? Он проявляется прежде всего в содержании требований учителя к детям, системе стимулирования и оценке их деятельности.
В стиле общения находят выражение индивидуальные особенности педагога, уровень его творческого развития, особенности детского коллектива, сложившиеся традиции данного воспитательного учреждения. Стиль общения отражает социально-нравственные установки общества, задачи, стоящие перед воспитателем.
Назовем наиболее типичные стили общения педагога с детьми.
1. Педагогическое общение на основе дружеского, заинтересованного расположения к детям. Для работы воспитателя детского сада и учителя начальной школы это наиболее приемлемый вариант общения, который во многом обеспечивает качество учебно-воспитательного процесса. Здесь особенно необходимы внимание к ребенку, создание атмосферы доверительности и доброжелательности. Но порой начинающие педагоги теряют чувство меры, а дру-

жественность переходит в иное качество - панибратство. Причиной тому нередко является желание избежать конфликта с детьми, усложнения отношений. Это формирует иной стиль педагогического общения.
2. Соблюдение дистанции. Стиль педагогического общения, который характерен для педагога авторитарного, считающего, что именно соблюдение определенной дистанции позволяет ему лучше управлять детьми. Здесь налицо требовательность, которая подчеркивает разницу между учителем и детьми, когда слово учителя - закон, не может быть возражения педагогу, несогласия с ним. Такой стиль, вопреки ожиданиям, ведет к неприятию самой личности педагога детьми, к конфликтам.
3. Общение-заигрывание. Этот стиль общения Антон Семенович Макаренко определил как «погоня за любовью». Он говорил: «Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением. . . Это ко-кетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносят большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска. . . не должно быть в нашей жизни.
Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред»'.
4. Общение на основе совместной творческой деятельности. Этот тип общения наиболее характерен для педагогов, работающих в старших классах. Анализ педагогической практики убедительно доказывает, что такой стиль общения возможен и в младших классах. Ведь дело не в возрасте детей, а в определенной организации учебно-воспитательного процесса. Не секрет, что далеко не единичны случаи, когда дети в начальной школе вместе с учителем увлеченно создают «уголки», «кометы», «музеи» народных промыслов, народных игрушек, овладевают навыками народных ремесел. А сколько существует в школах «зеленых» и «живых уголков», где дети буквально пропадают с утра до вечера вместе со своим учителем. Именно общение на основе творческой деятельности нередко помогает школьникам определиться с выбором сво-
' Макаренко А. С. Соч. : В 7т. - М. , 1958. -Т. V -С. 180. 142
ей дальнейшей профессии уже в начальной школе. Такой учитель остается в памяти и сердцах своих воспитанников на всю жизнь.
Творческая направленность его деятельности, полученная ребенком в детском саду или начальной школе, проявляется позже в других видах деятельности, помогает добиваться больших результатов в любой профессии.
5. Есть и еще один стиль общения, который строится на страхе и устрашении. Порой педагоги, не понимая всей пагубности последствий такого общения, бравируют тем, что они своих детей могут оставить на целый урок одних в классе и никто из них «не пикнет». Основой такого повиновения детей является страх перед наказанием. Авторитарные педагоги, как правило, поощряют ябедничество и доносы друг на друга. Дети, расставшись с педагогом -приверженцем «казарменной» дисциплины, вспоминают о нем с болью и обидой.
Надо отметить, что существует, естественно, и иной стиль общения педагога со своими воспитанниками, где присутствует «всего понемногу», т. е. стиль с менее ярко выраженной направленностью в общении - общий стиль.
Безусловно, нельзя требовать единообразия в стиле общения педагога с малышами, поскольку это - определенный результат осознания учителем социально-этических установок общества и его педагогического мастерства, сложившихся традиций в данном воспитательном учреждении и др. Но обязательными являются условия целенаправленного и организационного общения, которые определяют его результативность:
-глубокое знание педагогом своих воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей;
- наличие информации о состоянии здоровья и семейно-бытовых условий;
- представление о наиболее типичной реакции ребенка на вовлечение его в общение;
- систематическое планирование педагогом общения с детским коллективом, личностью;
- продуманность содержания и форм выражения требований учителя к детям;
-доброжелательность и объективность в оценке педагогом поведения и деятельности детского коллектива, каждого ребенка;
- включение ребенка в разнообразные формы общения;

- отношение к ребенку не как к пассивному объекту воздействия педагога, а как к активной, творчески развивающейся личности.
Теория воспитания исходит из того, что личность формируется не только в деятельности, но и в процессе общения с другими людьми. Чем шире и разумнее организовано общение детей с окружающими их людьми, тем эффективнее результаты воспитания. Можно сформулировать такую закономерность, как зависимость результатов воспитания от характера общения детей с окружающими людьми. В дошкольные годы особенно много значит характер общения ребенка с родителями и с другими членами семьи. Излишняя изолированность ребенка от взрослых нередко приводит к формированию у малыша замкнутости, страха перед коллективом, неуверенности в своих силах и возможностях. Напротив, излишнее внимание к ребенку, мелочная опека формируют у малыша вседозволенность, эгоизм, что также осложняет его общение с товарищами.
Следует особо отметить необходимость общения мальчиков с мужчинами, чтобы они понимали свой статус в семье, свои обязанности и были подготовлены к адекватному восприятию их в последующие годы. Особенно важно общение в деле - работая с молотком, напильником или топором.
Помимо того что учитель сам общается с родителями, другими учителями, детьми, он учит общению с людьми и детей. Для этой цели в настоящее время у учителя имеется учебный предмет, включенный в план начальной школы. Этот предмет очень интересен. Дети в процессе его изучения узнают о роли и функциях языка в обществе, о взаимо-действии людей друг с другом при помощи речи, приобщаются к культуре общения, письменного и устного. Поэтому преподавание этого предмета должно стать важнейшим средством воспитания коммуникативных способностей детей, формирования речевых умений и речевой деятельности, стать средством улучшения контактов с детьми.

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление