Главная страница =>библиотека=>оглавление

§ 3. Роль коллектива в процессе воспитания



Как известно, один из основных принципов коммунистическо¬го воспитания — воспитание через организацию сплоченного и целеустремленного коллектива, отличающегося высокой идейкой направленностью, объединенного общей целью. Такой коллектив, его здоровое общественное мнение являются опорой, помощником воспитателя, мощным орудием воспитательного воздействия. Ор¬ганизация правильных взаимоотношений в детском коллективе, организация требований к школьнику со стороны коллектива, приобретение ребенком опыта коллективной общественно полез¬ной деятельности — важнейший путь формирования полноценной личности. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащих¬ся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» подчеркивается роль ученических сплоченных коллективов как дейст¬венного средства идейно-нравственного воспитания личности.
Разумеется, роль коллектива в воспитании личности различ¬на на разных возрастных этапах. Первоклассники по сути дела не представляют собой по-настоящему организованного коллекти¬ва. Дети еще мало общаются друг с другом, держатся обособлен¬но. Задача учителя — создать коллектив, поэтому опираться на него в воспитательной работе пока еще нет возможности. К III классу положение меняется. К этому времени детский коллек¬тив уже складывается, создастся общественное мнение, формиру¬ется система внутриколлективных отношений. В подростковом возрасте коллектив уже начинает играть весьма значительную роль в жизни школьника, становится основным условием и сред¬ством воспитания.
Трудно переоценить роль, которую играют в формировании личности школьника октябрятская, пионерская, а затем и комсо¬мольская организации, представляющие широкое поле для разви¬тия общественно ценных черт личности. Эти организации воспи¬тывают школьника в духе советского патриотизма и коллекти¬визма, в духе беззаветной преданности Родине, пароду и ком¬мунистической партии. Если класс как коллектив складывается прежде всего на основе совместной, коллективной учебной дея¬тельности, то пионерская и комсомольская организации — это коллективы, складывающиеся на общественно-политической осно¬ве. Их основная функция — организация коллективной обществен¬но полезной деятельности, практики общественной жизни и обще¬ственного поведения.
Благодаря тому, что школьник объективно оценивает общест¬венно-политический характер пионерской и комсомольской орга¬низаций, он придает их мнению особое значение. Для него не¬безразлично, критикует и осуждает его класс или пионерский отряд, класс или комсомольская организация (пусть даже это те же самые одноклассники, но выступают они в ином качестве!). Поэтому воспитательные возможности пионерского и особенно комсомольского коллективов следует расценивать значительно выше, чем воспитательные возможности классного коллектива.
Основная линия развития форм воспитательного воздействия заключается в следующем. От требований учителя, поддержан¬ных коллективом, надо переходить к воспитанию у коллектива умения предъявлять требования своим членам и контролировать их выполнение; прямое педагогическое воздействие учителя надо сочетать с косвенным воздействием через коллектив. Так назы¬ваемый принцип параллельного действия заключается в том, что наряду с непосредственными воздействиями воспитателя на вос¬питанника в том же направлении действует и коллектив, руково¬димый воспитателем.
Активно участвуя в жизни и деятельности коллектива сверст¬ников, подросток приучается жить интересами коллектива и руководствоваться ими в своем поведении. Только в коллективе и под влиянием коллектива школьник приобретает опыт солидарных коллективных взаимоотношений, опыт развития общественной направленности, правильного отношения между личным и обще¬ственным. Но этим не ограничивается роль коллектива. Коллек¬тив сверстников влияет на формирование и развитие всех поло¬жительных качеств личности: требовательности к себе, целеуст¬ремленности, дисциплинированности, инициативности, настойчи¬вости, выдержки; помогает изживать такие отрицательные черты, как застенчивость, замкнутость, упрямство, трусость, зазнайство, эгоизм. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдель¬ных учащихся, серьезные требования коллектива к его членам играют важную воспитывающую роль. Нарушитель дисциплины, чувствующий поддержку класса, с трудом поддается воспитатель¬ному воздействию. Но если его поступки не встречают сочувст¬вия, вызывают дружное, резкое осуждение, получают должный отпор со стороны коллектива, то поведение нарушителя меняется.
Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует правильного формирования личности. Все зависит от того, каков коллектив, как и на какой основе организован.
Но именно потому, что коллектив обладает такой силой вос¬питательного влияния, действиями его надо руководить. Роль наставника-руководителя в этом отношении сводится по сущест¬ву к четырем моментам. Во-первых, надо добиваться, чтобы кол¬лектив был дружным, тесно спаянным, сплоченным. Группировок внутри коллектива не должно быть, но вполне допустимо и даже неизбежно существование (на здоровой основе) отдельных групп и объединений, связанных общностью интересов и устремлений, даже взаимной симпатией. Надо не допускать разрозненности, разобщенности и тем более вражды, любых форм антагонизма между этими группами или отдельными учащимися.
Организация и сплочение коллектива обычно начинаются с организации и консолидации актива и с укрепления его автори¬тета. Актив складывается на основе учебной и общественной деятельности школьников, в актив входят лучшие, наиболее сознательные, энергичные школьники. Не следует прибегать к каким-то особенным, искусственным мерам для укрепления авто¬ритета актива. Требования подчиняться авторитету актива, наде¬ление активистов особыми правами и привилегиями в глазах школьников не могут иметь никакого значения. Добросовестное выполнение общественных обязанностей, высокая принципиаль-ность, глубокое чувство коллективизма — вот что делает школь¬ника авторитетным, вот что позволяет ему влиять на товарищей.
Разумеется, нельзя считать, что всякий сплоченный и спаян¬ный коллектив обязательно здоровый и хороший. Сплоченность и спаянность коллектива обеспечивают ему возможность влиять на своих членов. Но в каком направлении будет это влияние — вот в чем вопрос.
Отсюда вторая задача: добиваться того, чтобы коллектив был не только спаянным, сплоченным, но и идейно-направленным, со здоровым общественным мнением, критикой и самокритикой, с высокой требовательностью к каждому члену. Эти качества коллектива складываются не иначе, как на основе постановки перед ним общественно полезной и в то же время увлекательной пели. Последний момент очень важен, так как подростки и осо¬бенно младшие школьники не всегда могут увлечься делом лишь из-за осознания его общественного значения. Искусство воспи¬тателя и сказывается в умении так преподнести школьникам ту или иную задачу, чтобы она стала увлекательной для них, что¬бы ее общественное значение стало до только попятным, но и близким, дорогим, чем-то личным. Таким важным, полезным и увлекательным делом может быть общественно полезный труд, общешкольные дежурства, осуществляемые поочередно клас¬сами, организация сменных редколлегий школьной газеты, под¬готовка и проведение вечеров и обеспечение порядка на них, организация выставок, выступление в общешкольной спортив¬ной команде, организация шефства старших школьников над младшими.
Третья задача, которую ставят перед собой учитель, воспи¬татель,— это добиваться, чтобы классный коллектив был есте¬ственной и необходимой частью общешкольного коллектива. Школьники должны руководствоваться в своем поведении созна¬нием того, что они члены общешкольного коллектива в той же степени, в какой они являются членами классного коллектива. Иначе может формироваться групповой эгоизм — признание инте¬ресов только первичного коллектива (группы, класса, отряда) при полном пренебрежении интересами других коллективов. В этих случаях школьники могут глубоко переживать успехи и неудачи своего класса и проявлять равнодушие и безразличие к успехам и неудачам общешкольного коллектива.
Четвертая задача — создавать у коллектива умение приме¬нять правильные формы воздействия, применять индивидуальный подход, воспитывать тактичность. Известны отдельные случаи, когда коллектив, действуя дружно и в нужном направлении, пы¬тался применить неоправданные формы воздействия (абсолютный бойкот, изъятие пионерского галстука и т. д.). Конечно, за учи¬телем во всех случаях сохраняется право вмешаться и поправить коллектив, но надо добиваться, чтобы коллектив и сам умел избрать правильные формы воздействия.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление