Главная страница =>библиотека=>оглавление

§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия



Итак, воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представле¬ний и убеждений, правильных мотивов поведения и правильных форм и способов поведения — в неразрывном единство всех этих проявлений.
Что же должен делать учитель, воспитатель в этом отношении? Каким должен быть характер воспитательных воздействий на ученика со стороны учителя, воспитателя?
Прежде всего надо знать, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно. Применяя различные ме¬тоды, необходимо учитывать, во-первых, возрастные и индиви¬дуальные особенности воспитуемого школьника, во-вторых, осо¬бенности детского коллектива, членом которого он является, и, наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.
Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы школьник хотел правильно поступать и поступал правильно во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал, как надо поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди и сам упражнялся (это самое главное!) в правильном поведении. Соответственно этому будут рассмотрены методы словесного воздействия, роль личного примера воспитате¬ля и организация упражнений в нравственном поведении, опыта общественного поведения.
Словесное воздействие. Важную роль в формировании лично¬сти школьника играет живое слово учителя, воспитателя, с кото¬рым он обращается к воспитуемому. Роль второй сигнальной системы в организации поведения школьника очень велика. Поэ¬тому метод объяснения, разъяснения, словесного убеждения есть важное средство нравственного просвещения, формирования у школьников правильных моральных (нравственных) представ-лений и понятий. Все это тем более необходимо, что у многих учащихся, как вы уже знаете, имеются незрелые, ошибочные идеи, предубеждения и заблуждения в области моральных поня-тий (например, ложное понимание дружбы и товарищества, упрям¬ства, мужества в смелости и т. д.). Именно этим и объясняются многие случаи неправильного поведения школьников.
Поэтому совершенно необходимо преодолевать имеющиеся у некоторых школьников неправильные взгляды, умело и тактично рассеивать заблуждения, прививать правильные моральные поня¬тия. Говорить с детьми надо просто я доходчиво, не раздражаясь и не сетуя на их «глупость», приводить различные, убедительные дли них примеры, заражать их своей убежденностью, советовать им прочитать подходящую книгу, обращать их внимание на тот или иной кинофильм.
Конечно, важнейший путь формирования нравственного созна¬ния — это путь обогащения и обобщения школьниками их нравст¬венного опыта через организацию их правильного поведения. Но различные формы воздействия на разум и чувства школьников живого, яркого, страстного слова учителя (индивидуальные и коллективные задушевные, искренние, дружеские беседы, лекции, диспуты, читательские конференции, организуемые воспитателя¬ми, школьными библиотеками, пионерской и комсомольской организациями) могут существенно дополнить эту работу.
Все перечисленные методы словесного воздействия приносят большую пользу моральному воспитанию только тогда, когда они не превращаются в сухие, скучные, нудные, надоедливые нотации и нравоучения.
Установлены определенные принципы, в соответствии с кото¬рыми нужно строить индивидуальные и коллективные моральные беседы.
1. Моральные беседы по содержанию должны быть доступны соответствующему возрасту.
2. Беседы следует проводить по конкретным поводам, при¬урочивая их к тем или иным событиям в жизни страны или коллектива, выходу в свет новой книги или кинофильма и т. д.
3. Начинать беседу рекомендуется с анализа ярких, впечат¬ляющих, и эмоционально преподнесенных конкретных примеров, жизненных или литературных фактов и наблюдений и от них переходить к обобщению и выводам.
4. Большое значение имеет хорошая аргументированность, доказательность тех положений, которые доводят до создания школьников. Если беседа доступна, то школьники способны по¬нять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Все зависит от умения воспитателя сде¬лать то или иное положение, тезис, аргумент предельно ясным, убедительным и бесспорным.
5. Необходимо пробуждать у школьников максимальную актив¬ность и вызывать оживленный обмен мнениями, будить их мысль, заставлять задумываться над вопросами морали. Не следует навя¬зывать школьникам готовых истин, пусть выводы о нормах морали они сделают сами (по под руководством учителя). Для этого можно заранее подготовить материал, стимулирующий мысль учеников (например: «Что хотел сказать Суворов словами: «Сме¬лость и осторожность на одном коне ездят»?»; «Друг спорит, а недруг поддакивает», — правильна ли эта мысль?»).
6. Надо стараться вызывать у школьников глубокие и дейст¬венные эмоции, что возможно только в том случае, если учитель проводит беседу не равнодушно и бесстрастно, а эмоционально и живо. Учитель должен помнить, что его страстная убежденность заражает школьников.
Словесное воспитательное воздействие на школьника выража¬ется не только в разъяснении, пояснении, объяснении, но и в предъявлении ему определенных требований. Эффективность тре¬бования зависит от того, какой смысл в нем усматривает воспи¬танник, как относится к нему. Если ученик понимает справед¬ливость требования, внутренне соглашается с ним, осознает его общественную необходимость, то он выполняет требование, даже если ему не хочется этого делать. Другое дело, если справедли¬вые требования учителя приобретают для ученика совершенно другой смысл, когда он воспринимает их как придирку, проявле¬ние дурного настроения учителя, желание унизить достоинство ученика и т. д. Тогда справедливые требования учителя, понятые ребенком превратно, вызывают у школьника чувство противо-действия, обиды, вражды, энергичное сопротивление. Многое зависит и от формы, в которой предъявляют требование, — оно должно предъявляться пусть в категоричной, но уважительной форме. Грубая, оскорбительная форма требования обычно вызы¬вает желание противодействовать, сопротивляться. Иными слова¬ми, воспитатель должен добиваться того, чтобы его требования были поняты и правильно оценены воспитанником.
Личный пример. Большое значение в формировании личности школьника имеет личный пример воспитателей, учителей.
Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей и школьников к подражанию тому, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом. Учителю всегда на¬до помнить, что оп является образцом, примером для воспитан¬ников, поведение которых иногда просто отражает его собствен¬ные достоинства или недостатки. А. С. Макаренко указывал, что поведение воспитателей имеет решающее значение,— то, что де¬лают воспитатели, часто гораздо больше влияет на личность ребенка; чем то, что они ему говорят. И действительно, дети зачастую быстрее и лучше усваивают то, что они видят, чем то, что они слышат. А. С. Макаренко подчеркивал, что все стороны поведения человека, вплоть до того, как он радуется и печа¬лится, как обращается с друзьями и врагами, как говорит с другими людьми и о других людях, как относится к работе, как следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, — все это имеет огромное значение для воспитания личности школьников.
Если учитель принципиален, настойчив в борьбе с трудностя¬ми, чуток, справедлив и скромен, ему легче будет добиться того же самого и у воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Наоборот, невыдержанность учителя, его грубость, пассивность, нескромность окажут отри¬цательное влияние. Недаром говорят, что в детях повторяются недостатки взрослых. Особенно вредны для воспитания случаи, когда поведение воспитателя противоречит его словам. Если школьник наблюдает это неоднократно, да еще у разных людей, у него будет воспитываться лицемерие. Ребенок может прийти к выводу, что дела человека не обязательно соответствуют его словам, что говорить можно одно, а в жизни поступать проти¬воположным образом, что за словами можно скрывать свои под¬линные мысли.
Если младший школьник, подражая учителю, стараясь похо¬дить на него, делает это чаще всего неосознанно и подражает скорее его внешним проявлениям и манерам, то подросток и старший школьник в большинстве случаев уже сознательно сле¬дует примеру. Считая себя взрослым, подросток стремится под¬ражать поступкам и действиям старших. Поэтому у него появля¬ется острый интерес и внимание к поведению окружающих людей, особенно людей наиболее близких и наиболее авторитетных для пего.
Из сказанного следует, что учителя должны предъявлять к себе и своему поведению самые строгие требования, постоянно помнить, что за ними следят десятки пытливых глаз, что они воспитывают школьников и своим поведением. Справедливо го¬ворится, что учитель — человек, специальностью которого явля¬ется правильное поведение.
Упражнения в правильном поведении. Главное, основное в воспитании личности, как уже отмечалось,— это организация практического опыта в правильном поведении. Воспитатель дол¬жен формировать у школьников формы, способы поведения, в которых реализовывались бы складывающиеся под решающим влиянием воспитания убеждения школьника. Указанные формы поведения закрепляются, превращаются в устойчивые образования тогда, когда становятся формой выражения, средством «материа¬лизации» мотивов, потребностей, отношений школьника. Система воспитательных мероприятий должна ставить школьников в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала усваиваемым принципам поведения, чтобы они приучались пре¬творять свои взгляды и убеждения в поступки. Именно в этом смысле А. С. Макаренко говорил о необходимости организовать «гимнастику поведения», упражнения в правильных поступках.
Если условия, в которых живет и действует школьник, не требуют от него, например, проявления решительности и смелос¬ти, то соответствующие черты личности у него и не выработаются, какие бы высокие моральные принципы ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать настойчивого человека, если не ста¬вить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проя¬вить настойчивость. Тепличное воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути школьника, никогда не может создать сильной, целеустремленной личности. Что же именно пони¬мают под упражнением в нравственном поведении?
Во-первых, речь идет не просто о многократном выполнении одних и тех же или однообразных по характеру действий. Ведь в таком случае выработался бы шаблон в поведении, неумение правильно действовать в различной обстановке. Упражнение — это организованное и целенаправленное повторение действий, поступков в различных вариациях, в сходных по существу ситуациях. Только в этом случае сформируются устойчивые и в то же время гибкие формы поведения. Во-вторых, имеются в виду не какие-то особые искусственные упражнения, а естественные условия жиз¬ни и деятельности школьника. В-третьих, воспитатель не ждет, пока представится случай для упражнения, а сам создает эти случаи, ставит перед школьником практически значимые задачи, предъявляет определенные требования.
Если мы хотим, чтобы у школьников формировалась и закреп¬лялась настойчивость, надо ставить их перед необходимостью са¬мостоятельно преодолевать некоторые жизненные трудности, а не устранять их, не спешить помочь школьнику, как только в про¬цессе учебной или трудовой деятельности он столкнется с препят¬ствием, а предоставить ему возможность самому найти выход из затруднительного положения.
Для воспитания трудолюбия необходимо так организовать жизнь школьника, чтобы он систематически и повседневно участ¬вовал в различных видах труда, пес определенные трудовые обязанности, не уклонялся от различных видов общественно полезной работы, организуемой школой, пионерской дружиной, комсомольской организацией, систематически и организованно готовил домашние задания. При этом следует добиваться хороше¬го выполнения работы.
Воспитанию смелости, стойкости, решительности, мужества помогут занятия некоторыми видами спорта, где требуется прояв¬лять указанные качества (плавание и прыжки в воду, кроссы, спуск на лыжах с крутых холмов и склонов, прыжки на лыжах с трамплина). Надо пользоваться каждым естественным жизненным случаем для того, чтобы приучать школьника стойко отно¬ситься к неудачам, невзгодам и лишениям, терпеливо переносить жажду, холод, жару, усталость, боль.
Роль одобрения п осуждения. Воспитывая личность школьни¬ка, конечно, нельзя ожидать, что он сразу при всех условиях и обстоятельствах будет выбирать правильные формы поведения. Как же осуществляется коррекция (выправление) поведения? Действенные средства регулирования и коррекции поведения школьника — одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Одобрение, поощрение служат средством подкрепления и благо¬даря этому средством закрепления и стимулирования правильных мотивов и правильных форм поведения. Осуждение, порицание, наказание являются средством торможения и задержки отрица¬тельных побуждений и неправильных форм поведения.
Положительная оценка действий школьника, разнообразные виды подкрепления, одобрения его поступков вызывают у ребенка положительные эмоции, радостное чувство удовлетворения от совершенного действия, пробуждают желание поступать таким образом и в дальнейшем. Порицание, осуждение, отрицательная оценка действия вызывают у школьника состояние неудовлетворенности от сознания причиненного ущерба людям, коллективу, от сознания, что его за это осуждают взрослые и кол¬лектив. В результате у школьника появляется стремление воз¬держаться в дальнейшем от подобных действий. Но переживая осуждение или наказание, школьник не должен испытывать горь¬кого сознания непоправимой ошибки, чувства подавленности, неполноценности.
Ошибки в применении системы поощрений и наказаний вред¬но отражаются на процессе воспитания личности. Например, неумеренное поощрение, захваливание приносят большой вред, так как формируют преувеличенное представление о собствен¬ных силах и возможностях, зазнайство, высокомерие. Поощрение и похвала за любой хороший поступок часто приводят к тому, что школьник начинает рассматривать правильное поведение как свою заслугу, а не обязанность. Подобное можно наблюдать и в тех случаях, когда поощрение заранее обусловливается как награда за предстоящее хорошее поведение. В конце концов может ока-заться, что школьник правильно ведет себя ради похвалы или награды. А если нет основания ожидать поощрения, то оп еще подумает, стоит ли быть «хорошим».
Поощрять школьника следует не только тогда, когда он пра¬вильно ведет себя, по и тогда, когда поведение его еще неус¬тойчиво, не определилось окончательно. Более того, как раз в таких случаях особенно полезно поощрение. Даже одобрительная улыбка, кивок головой, несколько мягких, подбадривающих слов имеют большое значение. И психологически это понятно: школь¬ник, постепенно нащупывающий правильную линию поведения, особенно нуждается в том, чтобы взрослые, авторитетные люди подтвердили ему, что он идет правильным путем, что его первые шаги заслуживают одобрения.
Еще больший такт и умеренность необходимы, когда приме¬няют средства осуждения и наказания. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в идеале воспитание долж-но осуществляться вообще без наказаний, без окриков, угроз, без повышения голоса, только человечностью, лаской, добротой.
Очень важно, чтобы мера осуждения и наказания соответст¬вовала проступку, степени вины. Всякие ошибки, связанные с наложением взыскания, обычно производят впечатление на весь классный коллектив и нередко отрицательно сказываются на фор¬мировании тех или иных качеств у школьников. Поэтому воспита¬телю, находящемуся под непосредственным впечатлением проступ¬ка школьника и переживающему гнев и раздражение не следует торопиться с наложением взыскания: в состоянии гнева и разд¬ражения, как известно, легко преувеличить степень вины, на¬говорить много лишнего, подвергнуть виновника слишком сурово¬му взысканию.
Самовоспитание. Начиная с подросткового возраста появляет¬ся новый фактор воспитания — самовоспитание сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.
Самовоспитанием школьника надо руководить. Если стремле¬ние к самовоспитанию недостаточно направляется и организуется взрослыми, коллективом, то школьник может серьезно ошибаться в содержании самовоспитания (что воспитывать) и в его форме (как воспитывать). В руководстве самовоспитанием школьников учитель, воспитатель должны преследовать четыре задачи: 1) воз¬будить (или поддержать) стремление школьника развить в себе положительные черты личности и избавиться от тех или иных дурных сторон поведения; 2) помочь школьнику критически отнестись к своей личности, внимательно и беспристрастно разоб¬раться в особенностях своего поведения, отчетливо увидеть свои недостатки, осознать недочеты; 3) помочь школьнику наметить программу самовоспитания, решить, какие особенности поведения, черты личности следует развивать (например, сдержанность, настойчивость и т. д.) и какие — искоренять (например, упрям¬ство, лень, грубость). При этом надо учесть, что многие подрост¬ки и старшие школьники, как отмечалось выше, неправильно понимают и оценивают некоторые качества личности (положи¬тельно оценивают упрямство, лихачество, грубость, резкость, отрицательно оценивают скромность, чуткость), школьник может развивать у себя качества, которые он оценивает как положи¬тельные, но которые объективно являются отрицательными, и изживать отрицательные, с его точки зрения, но объективно по¬ложительные качества; 4) учитель, воспитатель указывают разум¬ные пути самовоспитания, вооружают школьника наиболее целе¬сообразными и эффективными приемами работы по формирова¬нию положительных черт личности и искоренению недостатков, развенчивают неправильные приемы, наивные средства или искус¬ственные, оторванные от жизни упражнения.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление