Главная страница =>библиотека=>оглавление

Глава XXI. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ § 1. Учение и era закономерности



Сущность учения. Учение — один из основных видов дея¬тельности человека и ведущий вид деятельности школьника. В чем же сущность учения?
В процессе развития человек овладевает «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (В. И. Ленин). Ов¬ладеть знаниями — значит активно, сознательно, прочно усвоить основы паук. В историческом выступлении на III съезде комсомо¬ла В. И. Ленин подчеркивал, что речь должна идти не о книж¬ном, формальном, механическом усвоении знаний, а о творческом усвоении, когда полученные сведения перерабатываются в сознании, т. е. когда они связаны с мыслительной деятельностью усваивающего их человека. Поэтому подлинное усвоение всегда активный процесс, связанный с решением различных познаватель¬ных задач. В результате такого усвоения знания образуют опре¬деленную систему, могут быть применены на практике.
Учение — это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приоб¬ретение умений и навыков для последующего применения их на практике.
Когда мы говорим об обучении, то подчеркиваем роль учи¬теля, обучающего, которая однако не сводится к передаче зна¬ний от учителя к ученику. Учитель не просто передает знания, не перекладывает их в голову ученика. В условиях взаимодейст¬вия учителя и ученика, под влиянием активности как учителя, так и ученика, ученик приобретает знания, умения и навыки. Учитель управляет этим процессом.
Таким образом, обучение — это управление познавательной активностью ученика, в результате чего он усваивает знания, приобретает умения и навыки.
Обучение зависит от трех факторов: от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают. Во-первых, характер учения зависит от материала, который подлежит усвоить, от его содержания и системы, в которой он подается. Во-вторых, характер учения зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от конкретной методики обучения, которую учитель применяет в каждом отдельном случае. Наконец, процесс учения зависит в немалой степени и от особен¬ностей ученика — индивидуальных характеристик его психическо¬го развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложив¬шегося у него отношения к учению, его склонностей и интересов. Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально-психологическими особенностями ученика, а не есть простое и однозначное следствие того, чему и как обучают ученика, т. е. условий, задаваемых извне.
Каковы задачи обучения в советской школе? Каковы основ¬ные стороны этого сложного процесса?
Основные стороны процесса обучения сводятся к следующему: 1) формирование у учащихся положительного отношения к уче¬нию, общественных мотивов учения; 2) усвоение системы знаний; 3) формирование способов (приемов) выполнения соответствую¬щей деятельности — умений и навыков; 4) умственное развитие учащихся — формирование у них потребности и умения самостоя¬тельно пополнять и совершенствовать знания, развитие активного, самостоятельного, творческого мышления; 5) воспитание в про¬цессе обучения — формирование у учащихся убеждений, диалектико-материалистического мировоззрения, некоторых нравствен¬ных качеств, положительных мотивов поведения в процессе пре-подавания различных учебных предметов.
Мотивы учения. Положительное отношение к учению, высокая общественная мотивация его — совершенно необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. Условия формирова¬ния мотивов учения и возрастные особенности мотивации рас-смотрены выше. Исследования показали, что наиболее существен¬ную роль здесь играют следующие факторы: 1) идейно-научная содержательность учебного материала; 2) понимание учащимися практической значимости получаемых ими знаний, осознание их полезности для практической деятельности; 3) эмоциональный характер изложения нового материала учителем и усвоения его учащимися. Учение должно давать учащимся радость и удовлет¬ворение от самого сознания, что они узнают новое, интересное, полезное. Радость познания рождает и потребность в знаниях; 4) организация поисковой познавательной деятельности учащихся, дающей им возможность перешивать радость самостоятельных открытий; 5) вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы, которые освобождали бы их от пустой траты времени, излишних усилий, малопроизводительной работы.
Положительные мотивы учения выражаются в постоянном внимании на уроках, устойчивом интересе к учению, готовности затратить волевые усилия для преодоления трудностей.
Внимание учащихся — обязательное условие успешной учеб¬ной работы. Обычные причины невнимательности школьников — усталость, отсутствие интереса к предмету, сухость и неясность изложения. Основные средства возбуждения внимания уча¬щихся — динамичное ведение занятий с применением разнообраз¬ных приемов организации активности учащихся, живость нало¬жения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, устранение отвлекающих раздражителей, а также посте¬пенное формирование способности противостоять им, бороться с их отвлекающим действием (легкий рабочий шум в классе, шум в коридоре или на улице, наличие в классе не имеющих отношения к уроку новых для учеников предметов, экспонатов, присутствие новых людей и т. д.). Иначе образуется изнеженное, избалованное внимание — привычка работать только в абсолютно благоприятных условиях.
Другая форма выражения положительных мотивов учения — наличие учебных интересов. Учебные интересы, как правило, избирательны, лишь у самых младших школьников они могут принимать форму интересов к учению вообще. Учебный интерес зависит от того, насколько ясно ученику значение изучаемого им материала, насколько связан материал с внеучебными интересами, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько активны и разнообразны методы обучения. Интерес может быть и косвенным, опосредованным, когда он опреде¬ляется не просто занимательностью, а глубоким осознанием значения предмета, жизненной важности тех или иных све¬дений.
Усвоение знаний. Усвоение как организованная познаватель¬ная деятельность ученика включает деятельность восприятия, памяти, мышления, воображения.
Выделяют четыре основных звена процесса усвоения: 1) не¬посредственное восприятие, наблюдение (получение информа¬ции) ; 2) осмысление материала, мыслительная его обработка (переработка полученной информации); 3) запоминание и сохра¬нение материала (хранение полученной и обработанной инфор¬мации); 4) применение знаний на практике (применение инфор¬мации).
Разумеется, это деление в известной мере условно, так как указанные звенья не изолированы друг от друга, а тесно переп¬летены и взаимосвязаны. Например, первоначальное восприятие материала связано и с его осмыслением и запоминанием. Приме¬нение знаний на практике создает условия для их запоминания.
Велика роль непосредственного восприятия, «живого созер¬цания» в усвоении учебного материала. Хотя в последнее время и ставится под сомнение такая организация учебной работы, когда широкая чувственная база обязательно является основой, на которой строится теоретическое обобщение, отрицать значение активного, организованного, планомерного восприятия, наблюде¬ния в процессе обучения было бы ошибкой.
Различают предметную наглядность, изобразительную нагляд¬ность и словесную наглядность. Предметная наглядность предпо¬лагает непосредственное восприятие предметов и явлений учащи¬мися, включая классные опыты, экскурсии. Изобразительная на¬глядность осуществляется с помощью изобразительных средств— изображений различного рода, рисунков, муляжей, диапозитивов, кинокартин. В зависимости от характера изобразительных средств различают собственно изобразительную наглядность (реалисти¬ческое изображение предметов, явлений) и символическую нагляд¬ность (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы). Словесная нагляд¬ность — это яркая, образная, живая речь учителя, словесные примеры, вызывающие у учащихся конкретные представления.
Воспитание наблюдательности как навыка активного, органи¬зованного, целенаправленного, систематичного наблюдения очень важно. Организуя наблюдения, учитель ставит перед учащимися точную и определенную цель, направляет наблюдение, предлагает выделить детали, стимулирует учащихся на сравнение данного объекта с другими объектами, выделение существенных и несу¬щественных признаков.
Осмысливание учебного материала означает включение нового материала в определенную систему, установление внутрипредметных и межпредметных связей, связывание незнакомого материала с уже знакомым.
Полученные и переработанные сведения должны быть сохране¬ны в памяти, чтобы в любой момент можно было извлечь их и применить па практике. Наиболее эффективное запоминание происходит в активной деятельности с изучаемым материалом. Эта же эффективность существенным образом зависит от уста¬новок — установки на запоминание вообще и установок более частного характера: на длительное сохранение в памяти, на точное воспроизведение или воспроизведение своими словами и т. д. Роль учителя заключается в том, чтобы создавать у уча¬щихся соответствующую установку, указывая на то, что нужно запомнить на время, что — навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять и т. д.
Умения и навыки. Обучаясь в школе, учащиеся приобретают разнообразные умения и навыки путем упражнений и тренировки. Упражнение как необходимое условие формирования и закреп¬ления навыков должно удовлетворять следующим условиям: 1) следует точно знать цель упражнения, каких результатов нужно добиться; 2) необходимо специально следить за точностью выполнения упражнения, чтобы не закреплять ошибки, если они возникают, следить за результатами упражнений, сравнивать свои действия с эталоном, осознавать, какие успехи уже дос¬тигнуты и па каких недостатках следует фиксировать внимание, чтобы их устранить; 3) упражнения не должны быть случайным набором однотипных действии; в основе их должна лежать опре¬деленная система, необходимо планировать правильную последо¬вательность их, в частности постепенно усложнять; 4) упражне¬ния не должны прерываться на сколько-нибудь длительное время, так как в этих условиях навык образуется медленно.
Обучаемость школьников. Уже отмечалось, что успех обуче¬ния в известной степени зависит и от индивидуально-психоло¬гических особенностей учащихся. Одна из таких особенностей — различие в обучаемости каждого ученика. Обучаемость — это общая умственная способность к усвоению основ наук, или, иначе говоря, восприимчивость к обучению. Всякий нормальный в психическом отношении и здоровый школьник, безусловно, спо¬собен к обучению в школе и к получению среднего образования. Но конкретные условия жизни каждого ученика своеобразны и неповторимы. Какова обстановка в семье, взаимоотношения чле¬нов семьи, единственный ли ребенок в семье, каково состояние его здоровья, каковы особенности его памяти, мышления и воли — все сказывается на обучаемости школьника. Обучаемость - это система интеллектуальных свойств человека, от которых при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения. Эта сис¬тема представляет единство таких качеств, как обобщенность мыслительной деятельности (полнота абстрагирования существен¬ных признаков), самостоятельность мышления, гибкость мысли¬тельной деятельности (легкость ее перестройки в соответствии с изменившимися условиями), смысловая память, характер связи наглядно-образных и отвлеченных компонентов мышления.
Индивидуальные различия в обучаемости определяются уров¬нем развития и спецификой сочетания указанных качеств. Слабость развития одних качеств может быть при соответствующих условиях компенсирована более высоким развитием других. А потому один и тот же уровень обучаемости может быть достигнут различными путями с опорой на различные стороны интеллекта школьников.
Разумеется, обучаемость не есть постоянное и неизменное свойство личности, не есть нечто раз навсегда предопределен¬ное, она развивается и совершенствуется в процессе обучения, в процессе овладения соответствующей деятельностью. Поэтому относительно низкий уровень обучаемости отдельных школьников никак не освобождает учителя от необходимости максимально развивать мыслительные способности этих учащихся, стремиться к полноценному усвоению ими учебного материала.
В настоящее время изучены некоторые типы учащихся с раз¬личной обучаемостью. Школьников с более высокой обучаемостью характеризует быстрый темп усвоения, который связан с быст¬рым обобщением, высокой гибкостью (подвижностью) мыслитель¬ного процесса и т.д. Школьников с более низкой обучаемостью отличает замедленный темп усвоения, что определяется слабо¬стью обобщения, инертностью (малой подвижностью) мышления и т. д.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление