Главная страница =>библиотека=>оглавление

§ 3. Способности и личность



Успешное осуществление той или иной деятельности даже при нагая» способностей зависит от определенного сочетания ка¬честв личности. Одни только способности, не сочетающиеся с соответствующей направленностью личности, ее эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям. Прежде всего способности тесно связаны с активным положитель¬ным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уров¬не развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности.
Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Склонность — стремление выполнять соответствующую деятельность. Интересы и склонности личности не всегда совпадают. Можно интересо¬ваться музыкой и не иметь склонности к занятиям ею. Можно интересоваться спортом и оставаться только, «болельщиком» и знатоком спорта, не делая даже утренней зарядки. Но у способных к определенной деятельности детей и взрослых инте¬ресы и склонности, как правило, сочетаются.
Интересы и склонности к определенной деятельности разви¬ваются обычно в единстве с развитием способностей к ней. Например, интерес и склонность ученика к математике застав-ляют его усиленно заниматься этим предметом, что в свою очередь развивает математические, способности. Развивающиеся математические способности обеспечивают определенные дости-жения, успехи в области математики, которые вызывают у уче¬ника радостное чувство удовлетворения. Это чувство вызывает еще более глубокий интерес к предмету, склонность еще больше заниматься им.
Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целе¬устремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значитель¬ным достижениям.
Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с исключи¬тельной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талант¬ливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду.
И. Е. Репин говорил, что высокий уровень достижения — это награда за каторжный труд. А один из величайших ученых в истории человечества — А. Эйнштейн однажды заявил в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство».
В школе порой встречаются ученики, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают, несмотря на леность, неорганизованность. Но в жизни они обычно не оправ¬дывают надежд, и именно потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать препятствия.
Развитые способности должны сочетаться с такими чертами личности, как высокая идейность и принципиальность. Человек может в полной мере развить свои способности, мобилизовать большую энергию и силу для достижения результата, пока он трудится не ради личной славы и выгоды, а ради блага своего народа, всего человечества.
Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе. Эти качества рождают неудовлетворен¬ность первыми результатами труда и желание сделать еще луч¬ше, совершеннее. Именно это заставляло великого изобретателя Т. Эдиссона проделывать тысячи опытов, чтобы найти, например, наиболее удачную конструкцию аккумулятора. Именно это заставило А. М. Горького семь раз переделать рукопись книги «Мать». Произведение Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» небольшое объему. Но рукописи всех вариантов этого произведения, всех заметок, пометок и набросков в 160 раз больше по объему, чем само произведение.
Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уве¬ренность в своей исключительности, питаемая неумеренными по¬хвалами и восторгами, часто губительна для способностей, так как в этом случае формируются зазнайство, самовосхищение и самолюбование, пренебрежение к окружающим. Человек перестает работать над совершенствованием продукта своего труда, пре¬пятствия вызывают у него раздражение и разочарование, а все это тормозит развитие способностей.
Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант — это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней — с другой, боль¬шого трудолюбия и настойчивости — с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Поэтому талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйст¬венного производства, и квалифицированный рабочий.
Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий. Классовое общество тормозит развитие талантов среди представителей эксплуатируемых классов. И если даже в подобных условиях народ дал немало выдающихся талан¬тов (М. В. Ломоносов — сын рыбака-помора, Т. Г. Шевченко — сын крепостного крестьянина, изобретатель паровоза Стефенсон — сын рабочего), то это говорит лишь о том, насколько талантлив народ, насколько велики возможности трудящихся. Социалистическое общество всемерно содействует выявлению и развитию талантов, предоставляет каждому гражданину все возможности для всестороннего развития в творческой области.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление