Главная страница =>педагогика=>оглавление

4. Основные понятия педагогики


В первой, вводной, части, мы рассматривали общие вопросы развития педагогики как науки, пришли к выводу, что эта наука о воспитании: о цели, средствах, формах и методах, которые исполь-

зуются в воспитательной работе. Будущему учителю важно глубоко знать теоретические основы науки о своей профессиональной деятельности - содержание предмета; с каких позиций рассматривается предмет исследования, какие общенаучные положения составляют фундамент педагогических теорий, данные каких других наук использует педагогика в своих изысканиях; какова структура педагогики, на какие научные дисциплины она разветвляется и какими методами пользуется при изучении своего предмета.
Как уже было сказано, предметом педагогики является воспитание. Под воспитанием понимают процесс целенаправленного формирования личности. Это процесс сложный, он включает в себя специально организуемую деятельность в специально создаваемых воспитательных учреждениях и учебных заведениях, а также воспитание в семье и воздействие средств массовой информации, осуществляемое специально в воспитательных целях. Воспитательное влияние оказывают и непреднамеренные воздействия самых разнообразных условий и примеров окружающей человека среды - предметов, явлений, результатов человеческой деятельности, взаимоотношений между людьми.
Чтобы как-то систематизировать все это многообразие объектов, попадающих в сферу педагогических исследований, выделяют кроме категории воспитания еще образование, обучение и воспитательную работу. Образование - это процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа. Уровень образования, образованности всегда ассоциируется с уровнем культуры человека. Человек образованный, имеющий, например, высшее образование, - это и человек высокой общей культуры, а не только солидной профессиональной подготовки. Если же это не так, то, очевидно, диплом не полностью соответствует подразумеваемому уровню культурного развития его обладателя.
Обучение - это основной путь получения образования. Обучение определяется как двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков. Преподавание и учение - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны обучения. Обучение - основной, но не единственный путь получения образования. Очень важным путем получения образования является самообразование, т.е. целенаправленная самостоятельная работа человека по усвоению системы знаний, умений, навыков, повышению своего общекультурного уровня. Определенное значение имеет в этом и влияние факторов неспециально направленного характера - средств массовой коммуникации, обыденного общения с людьми и др.

Воспитательная работа - это специально организуемая педагогами деятельность во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности.
Соотношение и взаимосвязь этих трех основных педагогических понятий можно изобразить следующим образом: обучение является частью образования, которое, в свою очередь, составляет часть еще более широкого понятия - воспитания, воспитательная работа - это та часть воспитания, которая не включается в образование.
Существует и иное представление о соотношении педагогических понятий: образование - это общее понятие по отношению к обучению и воспитанию, оно включает в себя понятия обучения и воспитания. В этом случае под образованием понимается «единый процесс физического и духовного формирования личности...», а воспитание - «это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса»1.
Различия в определении этих понятий коренятся в отсутствии строгой определенности толкования их в русском языке. В обычной речи под образованностью понимают как обладание лишь определенной суммой знаний, научную развитость, так и общий уровень культуры. Воспитанность же понимается и как внешняя натренированность поведения в соответствии с правилами приличия, и как общий уровень нравственности и научной развитости человека. Это отмечал В.И.Даль, известный знаток русского языка: «Образованный, научно развитой; воспитанный, приличный в обществе, знающий светские обычаи; первое, умственное образование; второе, внешнее; для нравственного -нет слова!»2. Вот потому, что нет в русском языке специального слова для обозначения нравственной воспитанности человека, «воспитание» и «образование» употребляют и как синонимы, и как обозначающие: воспитание - воспитанность, образование -обучение, просвещение, получение разносторонних знаний.
Однако все же в большей степени лингвисты (особенно современные) склонны толковать «воспитание» как имеющее более широкое значение, чем «образование». У того же В.И.Даля читаем:
«Воспитывать ... в высшем значении научить, наставлять, обучать
всему, что для жизни нужно»3.
С большей определенностью толковал это понятие уже в XX в. другой известный лингвист Д.Н.Ушаков. В словаре под его ре-
1 Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1997. - С. 78, 86. 2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978. -Т. II. -С. 613.
3 Там же.-T.I.-С. 249.

дакцией воспитание определяется как «систематическое воздействие на развитие ребенка», а образование - как «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. Совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения»1. Позже, у С.И.Ожегова, образование определяется как «обучение, просвещение. Образованный - имеющий разносторонние знания», а воспитать - значит «вырастить, дав образование, обучив правилам поведения»2.
Вероятно, в соответствии с тем, что в российском обществе выдвигается на передний план - деловые качества или общая направленность личности, наделяется более широким значением «воспитание» (середина XX в.) или «образование» (90-е годы XX в.). «Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце», -писал В.И.Даль. Но для делового человека на первом месте - ум и знания. Воспитанность же как единство знаний и отношений, научной развитости и общественной гуманистической ориентированности кажется второстепенной и даже излишней, нарушающей эмоциональный комфорт.
Для педагогики же как науки о формировании личности понятие «воспитание» является общим по отношению к обучению и образованию. Это отношение можно представить в виде схемы (схема 1).
Схема 1

1Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушакова. - М., 1938. - Т. 2. - С.


Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление