Организационными формами обучения называют способы организации взаимодействия преподавателя и учеников, т. е. формы, в которых реализуются методы обучения на разных этапах образовательного процесса.
Есть формы, предполагающие индивидуальную деятельность учеников, есть формы, в которых требуется групповая работа, – такие как практикум. Большинство организационных форм (в силу российской традиции) являются фронтальными – лекция, беседа. Есть и более сложные формы, в которых чередуются разные схемы взаимодействия. Использование таких форм обучения характерно для уроков нелинейной структуры.
Урок, как правило, состоит из нескольких элементов, и организационной формой урока будем называть такую, которая соответствует ведущей цели обучения.
Классификатор организационных форм обучения
Содержание образования, обрабатываемое за один сеанс связи, мы будем называть дидактической единицей. Если дидактическая единица имеет признаки системности, т. е. имеет свою структуру, построенную на отмеченных ранее четырёх базовых компонентах содержания образования (И, Д, Ц, К), то такую единицу назовём укрупнённой. Добавим, что при обучении математике П. М. Эрдниев ввёл понятие укрупнённой дидактической единицы при использовании взаимообратных мыслительных операций. Например, при изучении сложения можно сразу же задавать детям вопрос о том, на сколько надо увеличить 3, чтобы получить, допустим, 5. Но это узкоспециальное толкование понятия укрупненной дидактической единицы. Соответственно, дидактическую единицу, не обладающую признаками системности, не требующую включения взаимообратных мыслительных операций, назовём ограниченной.
Оформим вышесказанное в виде простой схемы.
Характер дидактических единиц: 2 варианта
Укрупненная | Определенная |
Для информационного режима можно определить 3 варианта. Они отличаются направлениями потоков учебной информации.
Экстраактивный(на ученика) | Интроактивный (от ученика) | Интерактивный (диалоговый, переменный) |
Образовательную деятельность сначала разделим на две части: 1) управление, организованное учителем; 2) самостоятельное развитие, которое в большей мере зависит от самого ученика.
В обоих отмеченных вариантах образовательной деятельности можно ставить как точные, так и неявные дидактические цели. Таким образом, получаем блок, состоящий из четырёх вариантов образования.
Образование: 4 варианта
Организованное (воспитание) | Развитие: косвенное, внутреннее, «стихийное», через интериоризацию |
Точные (эксплицитные) цели | Неявные (имплицитные, без строгой диагностики) цели | Точные (эксплицитные) цели | Неявные (имплицитные) цели |
Всего по нашей классификации возможны 24 организационные формы урока
Структура формулы
Характеристика образования | Форма образования | Цели образования | Поток информации | Дидактическая единица |
Возможные варианты | Восп/Разв | Точ/Неявн | Экстра/интро/интер | Огр/Укр |
Обозначения | В / Р | Т / Н | О / У |
Примеры
Рассказ. Устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем и продолжительность. Рекомендации для рассказа: должен содержать только достоверные и научно проверенные факты; включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обосновывающих правильность положений; иметь четкую логическую структуру; быть эмоциональным; следить за артикуляцией, интонацией; изложение ведется доступным аудитории языком, отражать элементы личной оценки и отношения учителя. Для рассказа можно принять следующую схему.
Рассказ
В | Н | О |
Лекция. Монологический способ изложения большого объема материала. Возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логической взаимосвязи. Блочный метод обучения, как правило, содержит лекционную часть. При повторении и обобщении – обзорные лекции. Ничто не мешает лекции быть живой и образной, содержать многочисленные жизненные, поучительные примеры. Вопрос о научной строгости тоже является открытым. Но изложение ведется в системе, используются взаимообратные логические операции и сложная (развернутая) их комбинация. Это признаки УДЕ. Лекцию оформим так:
Лекция
В | Н | У |
Экскурсия – это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное с определенной образовательной целью на предприятие, музей, выставку, поле, сад и т. д. Экскурсия предполагает особую организацию взаимодействия участников образования. Значение экскурсии: служит накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта учащихся; помогает установлению связи между теорией и практикой, обучением и воспитанием, способствует решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родине и т. д. Бывают производственные, краеведческие, литературные, географические экскурсии. По целям выделяют обзорные и тематические. По месту в структуре учебного процесса – вводные или предваряющие, текущие или сопровождающие, итоговые (обобщающие). При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект, знакомится с ним, решает вопрос о руководстве экскурсии. Этапы работы во время экскурсии – беседа, наблюдение, обработка материала. В заключение – подведение итогов и приведение полученных знаний в систему.
Экскурсия
Р | Т | У |
Составим сводные матрицы известных организационных форм обучения.
I. Укрупненные дидактические единицы
В-Т | Р-Т | В-Н | Р-Н | |
Семинар | Экзамен | |||
Семинар-практикум | Экскурсия | Экзамен устный | Собеседование. Проект | |
Инструктаж фронтальный | Лекция |
II. Определенные (локальные, ограниченные) дидактические единицы
В-Т | Р-Т | В-Н | Р-Н | |
Самостоятельная индивидуальная работа | Практикум по конкретной проблеме | Контрольная работа | Зачет | |
Консультации | Беседа, коллоквиум | Опрос | ||
Рассказ | Диктант |
Если учебные группы объединены – это фронтальная работа, если каждый ученик – группа, то это индивидуальный практикум – самостоятельная работа. Практикум по работе с реальными материальными объектами – практическая работа.
Мы видим, что в построенных матрицах немало пустых ячеек. Возможно, это и есть перспективные организационные формы уроков. Но, прежде чем их заполнять, надо ответить на вопрос: есть ли в этом необходимость? Следует учесть, что одна и та же организационная форма, будучи применяемой в разных элементах образовательного процесса или разных типах образовательных учреждений, может выступать под разными названиями. Например, форма «собеседование» в школе почти не встречается, а вот в учебном процессе вузов ее чаще называют латинским словом «коллоквиум».
Вопросы и задания
Число учащихся | Название | Примеры |
1 | Индивидуальный | |
2 | Парный | |
3–7 | Групповой (экипажный) | |
Одна академическая группа | Коллективный | |
Несколько групп | Поточный | |
Большое количество обучающихся, без учёта посещения | Массовый |
Изучите следующие формы обучения: 1) бел-ланкастерскую систему взаимного обучения; 2) Дальтон-план или систему мастерских; 3) план Трампа неградуированных классов; 4) маннгеймская система распределения по классам на слабых, средних, сильных; 5) коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) [1, с. 260–266; 3, с. 101– 107].
К какой форме обучения отнесете вы эти системы? Какие методы обучения приемлемы для таких форм? Почему все эти системы несостоятельны, если рассматривать и применять их как целостные? Какие элементы (фрагменты) этих систем возможны при дистанционном обучении?
2. Дайте определение понятия «организационная форма обучения». Какие возможны для неё классификационные основания?
3. Назовите факторы, влияющие на выбор организационных форм.
4. Является ли классно-урочная система организационной формой обучения? Назовите основные её характеристики [1, с. 258].
Список литературы
1. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Российское педагогическое агентство, 1995. – 637 с.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М. : Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
4. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. – М. : Педагогический поиск, 2003. – 256 с.