Главная страница =>педагогика=>оглавление

Приложение 1



Таблицы для самостоятельного заполнения при подготовке
к семинарским занятиям, зачету или экзамену


Таблица 1. Взгляды отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов.

Педагог,
страна Взгляды педагога
Особен-ности мировоз-зрения педагога Природа ребенка и его развитие Цели и принци-пы обу-чения и воспита-ния Органи-зацион-ные формы обуче-ния Основные направле-ния и ас-пекты воспита-ния Роль учителя и требо-вания к нему Роль семьи в воспи-тании Что ново-го внес в педагоги-ческую теорию и практику



Таблица 2. Зарубежные образовательные системы и заведения.

Страна,
эпоха Структура
образовательной системы
государства Характеристика
основных учебных заве-дений школьного типа Характеристика
учебных заведений
высшей ступени Особенности
домашнего
образования



Таблица 3. Практика воспитания и обучения в истории России.

Особенности народной педагогики славян Образование в Киевской Руси Монастырские школы
Средневековья Учебные
заведения эпохи
Петра I Реформы образования в эпоху
Екатерины II Реформы образования XIX в.




Приложение 2
%%%
№№№
Рекомендации к выполнению контрольной работы (реферата)

Контрольная работа (реферат) по курсу "История образования и педагогической мысли" имеет целью расширение и углубление студентами теоретических знаний по предмету и приобретение практических навыков самостоятельного нахождения, изучения и анализа различных историко-педагогических источников.
Успешное выполнение такого рода задания во многом зависит от пра-вильно выбранной и сформулированной темы. В оптимальном варианте она должна отвечать личностным и научным интересам студента. А это возможно лишь в случае серьезного отношения к получению будущей профессии, добросовестного и вдумчивого изучения педагогических и специальных дисциплин. Что касается предлагаемых ниже тем, то они носят примерный характер и могут быть конкретизированы или изменены по согласованию с преподавателем.
Следующий шаг после выбора темы - работа с историко-педагогической и, по необходимости, с другой научной литературой. Эта деятельность включает в себя составление библиографии по изучаемой проблеме, аннотирование и конспектирование источников. Полный список использованной литературы помещается в конце работы.
После этого составляется план, который должен быть конкретным, подробным и отражать логику раскрытия темы. В процессе изложения материала и при использовании новых источников план может корректироваться, меняя свой первоначальный вид. Однако общие требования к нему остаются неизменными.
Непосредственная работа над текстом начинается с обоснования своего выбора, актуальности темы и краткого представления степени ее изученности.
В основном содержании работы автор должен показать развитость своего историко-педагогического и аналитического мышления, умелое интерпретирование теоретическими и статистическими данными, способность отделять главное от второстепенного и осуществлять самостоятельные обобщения.
В завершении контрольной работы (реферата) необходимо сделать наиболее общие обстоятельные выводы по всей теме и высказать собственное отношение к изученному материалу.

Примерные темы контрольных работ (рефератов)
1. Воспитание детей в первобытном обществе.
2. Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль в странах Древнего Востока (на примере одной из стран).
3. Педагогические идеалы и практика воспитания в античном мире.
4. Педагогические взгляды античных мыслителей (одного или нескольких).
5. Школа и педагогическая мысль в Византии.
6. Воспитательные идеалы в народной педагогике древних славян.
7. Роль Великого Новгорода в истории отечественного образования.
8. Школьное и домашнее образование в Киевской Руси.
9. Литературно-педагогические памятники Древней Руси.
10. Учебная литература Древней Руси.
11. Религиозно-педагогическая мысль и практика образования в средневековой Западной Европе.








20. Теория "естественного воспитания" Ж.Ж.Руссо.

22. Просветительская деятельность М.В.Ломоносова.







30. Идея народности в отечественной педагогике.


33. Основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX - начала ХХ вв.






40. Нравственно-эстетическое воспитание в педагогической системе В.А.Сухомлинского.


Приложение 3

Тестовые задания

А. Закрытая форма (найти один правильный ответ).
1. В школах Древнего Востока обучались только:
а) мальчики,
б) девочки,
в) мальчики и девочки совместно,
г) мальчики и девочки раздельно.

2. Наиболее легкой для усвоения была письменность в:
а) Древнем Египте,
б) Индии,
в) Китае,
г) Месопотамии.

3. В Месопотамии писали на:
а) бересте,
б) бумаге,
в) глиняных табличках,
г) папирусе.

4. В древности индийские дети проходили период ученичества в:
а) доме учителя,
б) собственном доме,
в) монастыре,
г) школе.

5. В число "шести искусств", которым в древности обучали китайцев, не входила:
а) музыка,
б) литература,
в) стрельба из лука,
г) этика.

6. В Афинах в период Античности дети обучались последовательно у:
а) кифариста, педотриба, грамматиста,
б) грамматиста, педотриба, кифариста,
в) грамматиста, кифариста, педотриба,
г) педотриба, кифариста, грамматиста.

7. Эфебия - это:
а) ходьба зимой босиком,
б) охота на сбежавших рабов,
в) избиение розгами перед алтарем Артемиды,
г) завершающий этап спартанского воспитания.

8. "Отцом римской образованности" называют:
а) Квинтилиана,
б) Марка Теренция Варрона,
в) Сенеку,
г) Цицерона.

9). "Майевтикой" свой метод обучения называл:
а) Аристототель,
б) Демокрит,
в) Платон,
г) Сократ.

10. Произведение "Воспитание оратора" написал:
а) Квинтилиан,
б) Марк Теренций Варрон,
в) Орбилий,
г) Цицерон.

11. В Средние века изучали труды античного философа:
а) Аристотеля,
б) Демокрита,
в) Платона,
г) Цицерона.


а) астрономия,
б) история,
в) музыка,
г) риторика.


а) читать и писать,
б) плавать,
в) охотиться,
г) играть в шахматы.


а) богословского,
б) медицинского,
в) философского,
г) юридического.


а) П.Верджерио,
б) Г.Веронезе,
в) М. де Монтень,
г) В. де Фельтре.


а) былинах,
б) народных песнях,
в) сказках,
г) пословицах и поговорках.


а) Владимира Мономаха,
б) Кирилла Туровского,
в) Луки Жидяты,
г) Стефана Пермского.


а) Даниила Заточника,
б) Л.Ф.Магницкого,
в) Кирика Новгородца,
г) Ярослава Мудрого.


а) Владимире,
б) Киеве,
в) Новгороде,
г) Ярославле.

20. Греко-славянское училище в Новгороде основали:
а) Антоний Римлянин,
б) архиепископ Геннадий,
в) братья И. и С. Лихуды,
г) Ярослав Мудрый.


а) Р.Бэкона,
б) Ф.Бэкона,
в) Р.Декарта,
г) Платона.

22. Создателем классно-урочной системы обучения является:
а) И.Ф.Гербарт,
б) Я.А.Коменский,
в) И.Г.Песталоцци,
г) В.Ратке.


а) ассоциация, метод, система, ясность,
б) ассоциация, ясность, система, метод,
в) метод, ассоциация, система, ясность,
г) ясность, ассоциация, система, метод.


а) дома,
б) в школе,
в) на природе,
г) в специальном закрытом заведении.


а) Дж.Локка,
б) Я.А.Коменского,
в) И.Г.Песталоцци,
г) Ж.Ж.Руссо.


а) М.В.Ломоносовым,
б) Л.Ф.Магницким,
в) Ф.Прокоповичем,
г) В.Н.Татищевым.


а) богословского,
б) медицинского,
в) юридического,
г) философского.


а) 1764 г.,
б) 1786 г.,
в) 1804 г.,
г) после просветительских реформ Петра I.


а) гимназии,
б) лицеи,
в) приходские училища,
г) уездные училища.

30. Статью "Вопросы жизни" написал:
а) А.И.Герцен,
б) Н.И.Пирогов,
в) Л.Н.Толстой,
г) К.Д.Ушинский.


а) взаимосвязи педагогической теории и практики,
б) народности,
в) совместного воспитания,
г) трудового воспитания.


а) педагогическую,
б) психологическую,
в) физиологическую,
г) философскую.

33. Проблему о педагогике как науке и как искусстве К.Д.Ушинский рассматривает в статье:
а) "О камеральном образовании",
б) "О народности в общественном воспитании",
в) "О пользе педагогической литературы",
г) "Родное слово".


а) автодидактизма,
б) единства обучения и воспитания,
в) научности,
г) свободы.


а) литературу нравственного содержания,
б) личный пример педагога,
в) нравственные наставления,
г) поощрение и наказание.


а) Дж.Дьюи,
б) М.Монтессори,
в) А.Нейлла,
г) Р.Штайнера.


а) изучения родного языка,
б) изучения математики,
в) развития речи,
г) упражнения внешних чувств.


а) изучение основных предметов "эпохами",
б) преподавание эвритмии,
в) проведение учебных занятий в разновозрастных группах,
г) отсутствие директора.


а) обязаны были посещать все уроки,
б) обязаны были посещать уроки по основным предметам,
в) обязаны были посещать уроки по своему выбору,
г) могли вообще никогда не посещать уроки.

40. Книга "Век ребенка" (1900 г.), ставшая своеобразным манифестом свободного воспитания, принадлежит перу:
а) Ф.Гансберга,
б) Э.Кей,
в) М.Монтессори,
г) Л.Н.Толстого.


а) воспитывать и обучать детей,
б) заниматься только воспитанием,
в) заниматься только обучением тому, что интересует детей,
г) не обучать и не воспитывать, а быть местом для игр и общения.


а) К.Н.Вентцель,
б) И.И.Горбунов-Посадов,
в) А.У.Зеленко,
г) С.Т.Шацкий.


а) В.М.Бехтеревым,
б) П.П.Блонским,
в) Л.С.Выготским,
г) П.Ф.Лесгафтом.

44. С.Т.Шацкий разработал модель:
а) сельской трудовой школы,
б) школы-фабрики,
в) политехнической школы,
г) профессионального технического училища.


а) колонией "Бодрая жизнь",
б) колонией имени М.Горького,
в) коммуной имени Ф.Э.Дзержинского,
г) школой имени Ф.М.Достоевского.


а) Ш.А.Амоношвили,
б) И.П.Волков,
в) И.П.Иванов,
г) В.Ф.Шаталов.


а) идея самоанализа своей и коллективной деятельности,
б) идея тесного взаимодействия с родителями,
в) идея усредненного подхода в обучении,
г) идея учения без принуждения.


а) в концепции АПН (1988 г.),
б) в концепции ВНИК "Школа" (1988 г.),
в) в школьной реформе 1984 г.,
г) в советских учебниках по педагогике периода перестройки.


а) 1984 г.,
б) 1988 г.,
в) 1991 г.,
г) 1992 г.

50. Согласно закону РФ "Об образовании", общее руководство школой осуществляет:
а) администрация школы,
б) директор школы,
в) совет школы,
г) учредитель.


Б. Открытая форма (вставить пропущенное слово).
1. В первобытном обществе переход в категорию взрослых сопровож-дался обрядом … (инициациями).
2. Этические и педагогические взгляды Конфуция содержатся в книгах "…" и "Лунь юй".
3. Ученик в Древнем Риме должен был испить (сколько?) … "чаши муз".
4. В идеальном государстве Платона предполагалось воспитывать воинов, государственных чиновников и … (правителей).
5. В средневековых школах и университетах Западной Европы обучение велось на … языке.
6. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения были против средневековой ... и выступали за сознательное усвоение знаний.
7. Сильное влияние на древнерусское образование и культуру оказывала ... империя.
8. В Древней Руси обучение велось на ... языке.
9. По мнению И.Г.Песталоцци, в ребенке нужно развивать ум, ... и сердце.
10. А.Дистервег создал теорию ... обучения.
11. Н.И.Пирогов отдавал предпочтение … образованию перед реальным.








20. Руководителем ВНИК "Школа" был …

Ответы

Тестовые задания А Б
Номер вопроса 1 2 3 4 5 1 2
Правильный ответ а б в а б посвящения Ли цзи
Номер вопроса 6 7 8 9 10 3 4
Правильный ответ в г б г а три философов
Номер вопроса 11 12 13 14 15 5 6
Правильный ответ а б а в г латинском схоластики
Номер вопроса 16 17 18 19 20 7 8
Правильный ответ в в в б в Византийская славянском
Номер вопроса 21 22 23 24 25 9 10
Правильный ответ б б г а г руку развивающего
Номер вопроса 26 27 28 29 30 11 12
Правильный ответ г а б б б классическому земские
Номер вопроса 31 32 33 34 35 13 14
Правильный ответ б а в б б шутку Детский
Номер вопроса 36 37 38 39 40 15 16
Правильный ответ а б в г б труд Ж.Итара
Номер вопроса 41 42 43 44 45 17 18
Правильный ответ в а а а г Флаги Свободное
Номер вопроса 46 47 48 49 50 19 20
Правильный ответ в в б г в В.Ф.Шаталов Э.Д.Днепров

Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 52 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление