Место педагогики в системе наук и связь с другими науками


К отраслям педагогической науки относятся и так называемые частные или предметные методики — науки о закономерностях преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин.
Особую группу педагогических наук составляют науки, исследующие особенности обучения, воспитания и подготовки к трудовой деятельности детей с серьезными нарушениями зрения, слуха, речи, а также с психическими расстройствами, мешающими им заниматься в массовой школе. Эти специальные отрасли педагогики объединены в группу носящую общее название специальной педагогики, или дефектологии.
Дефектологические науки в свою очередь подразделяются на отдельные самостоятельные отрасли: вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика. Педагогика, изучая воспитание как общественное явление, естественно связана со всеми науками об обществе.
Марксистско-ленинская философия как наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления составляет тот научный фундамент, на котором развивается советская педагогика. Вместе с тем у педагогики и философии имеется и ряд общих проблем, разрабатываемых и философами, и представителями педагогической науки. В их числе — проблемы цели коммунистического воспитания и формирования нового человека в период строительства социализма и коммунизма; взаимосвязь между воспитанием и другими общественными явлениями; проблемы формирования мировоззрения, нравственного, трудового, атеистического и эстетического воспитания; отношения коллектива и личности; проблемы гносеологические, связанные с разработкой диалектико-материалистической теории познания и понимания сущности процесса обучения и др.
Большое значение для разработки конкретных проблем педагогики имеют такие отрасли философии, как социология, этика, эстетика.
Социология, исследующая влияние социальной среды на человека и отношения между людьми, изучает особенности развития экономики, культуры, их влияния на формирование личности человека и помогает педагогике в решении многих вопросов школьного строительства, а также взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании детей.
Этика как отрасль философии, занимающаяся разработкой нравственности, непосредственно связана с вопросами нравственного воспитания. Педагогика опирается в их решении на марксистское учение о нравственности, раскрывающее классовый и исторический характер морали.
Эстетика, изучающая общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности и искусству и формирования эстетических идеалов, служит научной основой эстетического воспитания. Эти основы разрабатывает педагогическая наука, которая определяет пути и средства приобщения молодежи к прекрасному.
Связь педагогики с философией и другими общественными науками, общность решаемых научных проблем подчеркивают социальный характер педагогики, ее идеологическую и политическую направленность и указывают на необходимость решения всех вопросов воспитания в комплексе с рядом других политических и социальных проблем.
На современном этапе развития нашего общества, когда образование стало неотъемлемой частью и условием осуществления научно-технического прогресса, возрастают связи педагогики с экономикой.
Опираясь на данные общественных наук, педагогика изучает объективные потребности общества в воспитании и условия для их реализации. Объектом обучения и воспитательной работы педагогов является растущий и развивающийся человек, и поэтому педагогика имеет тесную связь с науками, изучающими человека. Если проблемой человека как члена общества занимаются общественные науки, то человек как продукт биологической эволюции является объектом изучения биологических наук. Человек как организм — область изучения физиологии. Человек как личность, мыслящее существо с его психическим внутренним миром, психикой является объектом изучения психологии.
В отличие от других дисциплин, которые изучают отдельные стороны развития человека, педагогика занимается человеком в целом, она обращена ко всему человеку и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.
Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с физиологией и психологией. Физиология рассматривается как естественнонаучная база и педагогики, и психологии. Советская педагогика опирается на данные материалистической физиологии о развитии высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, о развитии и функционировании органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Знание физиологических основ психологических явлений помогает педагогу яснее представить себе некоторые механизмы обучения и воспитания и более успешно решать многие вопросы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Общая психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, определяющей восприятие человеком действительности и регулирующей его поведение, исследует разнообразные психические процессы, состояния и качества (мышление, память, воображение, чувства, воля и т. д.), формирующиеся в процессе развития человека, его воспитания и столкновения с окружающей его средой. Она вооружает педагогику знанием многих уже познанных наукой условий и механизмов протекания внутренних процессов формирования личности растущего человека.
Психология на данном этапе ее развития представляет собой сложную разветвленную науку, имеющую ряд самостоятельно функционирующих научно оформленных областей, исследующих определенный круг психологических явлений.
За последнее время педагогика устанавливает все более тесные связи и с другими новыми развивающимися науками, в частности с кибернетикой — наукой об оптимальном управлении сложными динамическими системами. В основе этого управления лежит изучение логики определенных процессов в природе и обществе и выделение того общего, что определяет условия их функционирования. Этим общим является наличие управляющего центра, объекта управления, осуществление управления через каналы прямой и обратной связи.
Все это показывает, что педагогика, имея свой предмет и область исследования, очень тесно связана с рядом других наук, изучающих человека, закономерности его физического и психического развития, поведения и деятельности в обществе.
Связь эта осуществляется в самых разнообразных формах, начиная от совместного исследования общих проблем или использования педагогикой данных и фактов других наук и ряда терминов и положений и кончая применением методов этих наук в педагогических исследованиях (например, методы психологии, социологии и др.).

Методы научно-педагогических исследований
Педагогика — наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой всех основных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов в развитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания.
Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске.
Все разнообразные методы, используемые в педагогических исследованиях, можно подразделить на всеобщие, общенаучные и специальные.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.